http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/55/1005539/PH05423.jpg

Происхождение фамилии «Кафка»
Кафка – довольно распространенная среди богемских евреев чешская фамилия (правильное написание – Kavka, по-чешски означает «грач»).

Герман Кафка, отец Франца, был сыном мясника с юга Богемии. В биографии Кафки, написанной близким другом писателя Максом Бродом, говорится, что Яков, дед Франца по отцовской линии, был так силен, что «мог поднять мешок муки с пола зубами».
Семейство вело крайне бедное существование. В маленькой хижине с земляным полом ютились восемь человек (4 парня и две девочки). Герман Кафка часто впоследствии напоминал детям, что, несмотря на множество лишений, которые он претерпел в детстве, он все равно добился обеспеченной жизни для своей семьи.
Герман Кафка покинул свое родное селение в 14 лет и стал странствующим торговцем. Три года он прослужил солдатом по контракту, а затем осел в Праге, где годы спустя на средства невесты открыл галантерейный магазин.
Мать Франца, Юлия Леви (таково было ее девичье имя), всю жизнь провела под властью своего энергичного мужа. Она помогала ему в оптовой торговле и часто смягчала конфликты между хозяином и служащими. Магазин Кафки продавал зонты, трости и домашнюю обувь сельским лавочникам. По окончании долгого рабочего дня Юлия обычно составляла мужу компанию в карточной игре, а потому общение писателя с матерью было нечастым.
Франц Кафка был первым из трех родившихся мальчиков. Его два брата умерли в нежном возрасте: Георг – от кори в два года, а Генрих – от отита, не прожив и шести месяцев. Три сестры Кафки – Габриэль, Валерия и Оттилия – также трагично завершили свой жизненный путь. Они погибли в Аушвице от рук фашистов.
Детство Франца было отмечено одиночеством и дисциплиной. Поначалу он получил домашнее воспитание, а потом завершал образование в школах, где порядок был превыше всего и подавлялась всякая склонность к творчеству. Последние годы XIX века были отмечены разделением между детьми чехов и немцев. Часто случались драки между школьниками разных национальностей. Оскар Баум, который впоследствии стал другом Кафки, в одной из стычек потерял зрение.
Когда Францу исполнилось 6 лет, его отправили в немецкую школу для мальчиков.
В возрасте десяти лет Кафка поступил в Немецкую гимназию на Староместской площади. Из семи гимназий, которые имелись в Праге, эта считалась заведением с самой жесткой дисциплиной. Выбор отца не был случайным, ведь в этом гуманитарном учреждении готовили чиновников для имперских канцелярий. План занятий не предусматривал изучение современных иностранных языков, а рисование, музыка и спорт считались предметами необязательными. Зато с третьего года обучения половина учебных часов была посвящена изучению латыни и греческого.
Оценки Кафки за годы обучения съехали с «отлично» за первый курс на «средне» в последние годы. Как и другие студенты, он так и не выучил математику.
Кафка вспоминал свои молодые годы как скучное и полное разочарований время. Подавленный властностью отца, слабый физически и чрезвычайно впечатлительный мальчик старался держатся тихо и скромно. Франц принимал свою непривлекательность как данность. Ощущение тяжести мира не покидало его и в зрелости, он часто и долго болел, и это еще более ослабляло его энергию и самоуважение. В очередном письме к Милене, в конце жизни, он признается, что хочет вернуть свое еврейское прошлое. Таким образом Франц Кафка осуждает себя за неспособность довершить начатое дело: «… как я могу нести тяжесть мира на моих плечах, если едва выношу тяжесть моего зимнего пальто».
Кафка несколько раз менял направление своей карьеры, пока не решил продолжать изучать юриспруденцию. Закончив гимназию, Франц уехал на каникулы со своим дядей Зигфридом в путешествие по островам Северного моря. Там ему выпала возможность поразмышлять.
Поначалу он склонялся к философии. Потом записался на факультет химии. Но две недели спустя он перевелся на юридический факультет, хотя в свободное время посещал занятия по истории искусств. Семестр спустя он ушел с юридического и сосредоточился исключительно на истории искусств и немецкой филологии. Однако не сошелся во взглядах с преподавателем и решил продолжить занятия филологией в Мюнхене.
Но план не удался. После короткого пребывания в этом баварском городке Кафка вернулся на юридический факультет Пражского королевского немецкого университета имени Карла Фердинанда. Возможно повлияло недовольство отца.
Для Кафки особенно тяжелыми были месяцы, предшествующие выпускным экзаменам в докторантуре. Это была пора, когда, по его словам, «при сильном нервном истощении мой мозг питался настоящими мысленными опилками».
Наконец ему удалось сдать три устных экзамена на «справедливо» (три голоса за и два против), но этого было достаточно, чтобы получить степень доктора юридических наук Вручение диплома состоялось 18 июня 1906 года.
По окончании учебы Кафка работал стажером в адвокатской канторе, после чего год практиковался в работе адвоката. Это было необходимо для того, чтобы впоследствии поступить на работу чиновником, как и планировалось.
Его программа образования предусматривала по крайней мере полгода практики в гражданском трибунале и еще полгода – в уголовном.
Потом Франц решил не связываться с государственными органами. Он рассматривал возможность поехать изучать внешнюю торговлю в Вену, но в конце концов его дядя Альберт предложил ему место ассистента в страховой компании «Ассикурациони генерали». Эта компания существует по сей день.
На своей первой работе, получая регулярный, хотя и небольшой заработок, Франц столкнулся с тяжелыми условиями труда. Служащие должны были работать сверх урочного времени, без какой-либо оплаты, отпуск от фирмы полагался – две недели каждые два года «в период, который определяет администрация».
Так как неопределенное расписание работы не позволяло ему регулярно писать, с самого поступления на работу Кафка начал искать более удобное рабочее место. Одновременно он продолжал посещать курсы по страхованию рабочих в Высшей школе коммерции Праги.
Через девять месяцев и две недели работы в фирме писатель добился принятие в Богемское агентство по страхованию рабочих от несчастных случаев на производстве.
Учреждение, куда поступил Кафка в августе 1908, имело полугосударственный статус; целью его работы было предотвращать несчастные случаи на производстве и добиваться, чтобы пострадавшие получали компенсации. Кафка проработает в этом учреждении до 1922 года – потом по состоянию здоровья его отправят на пенсию. В его служебном деле он охарактеризован как прекрасный юрист и «блестящий проектировщик».

Служебная лестница:
1908 – Кафка поступает на место стажера адвоката.
1910 – Консультант.
1913 – Вице-секретарь учреждения.
1920 – Секретарь.
1922 – Кафке доверен пост старшего секретаря. 1 июля того же года его отправляют на пенсию. Два дня спустя ему исполняется 39 лет.

До прихода Франца учреждение почти никакой из поставленных целей не достигло. Задачи, которые взял на себя Кафка, включали, среди прочего, составление ответов на заявления служащих, редактирование докладов, представление своего учреждения в суде, и наблюдение за тем, чтобы фабрики подначального агентству района – промышленной зоны на севере Богемии – выполняли предписанные нормы безопасности.
В 1912 году Франц почувствовал, что завершился процесс его «изоляции», или «оцепенения». Это был пятый год работы в агентстве, и писатель старался совмещать рабочую рутину с активной литературной деятельностью.
На Кафку очень сильно повлияли события, произошедшие в его семье. Причиной раздора в семье послужила асбестовая фабрика Карла Германа, зятя Кафки, в делах которой участвовал и сам писатель при поддержке отца. Поводом послужило то, что молодой Кафка отказывался во второй половине дня контролировать работу фабрики, на чем, в свою очередь, настаивал отец. Накал конфликта сказался на настроении – Франц даже подумывал о самоубийстве. Наконец Макс Брод – друг Франца – предупредил мать Кафки. Когда сестра Оттла поддержала отца, Франц очень возмутился: «Я ненавижу вас всех, всех и каждого».
Семейный и личный кризис Кафки разразился отчасти по причине его лихорадочной литературной деятельности. В это время он приступил к работе над несколькими произведениями, опубликованными не без усилий верных друзей. За первой версией «Пропавшего без вести» последовали «Приговор» (был написан за 1 ночь, где-то за 8 часов) и «Превращение». Кафке так и не удалось закончить три своих романа: «Пропавший без вести» («Америка»), «Процесс» и «Замок».
Кафка познакомился со своей будущей невестой, Фелицей Бауэр, в доме Макса Брода. Фелица работала в Берлине на фабрике по производству фонографов. К тому времени писателю было 29 лет. Два месяца спустя после первой встречи они стали переписываться, и переписка длилась до 1917 года. Он попросил ее руки в июне 1913 года. Через некоторое время контакт между ними прервется. В 1914 году Кафка третий раз поехал в Берлин, и из этого путешествия вернулся впервые официально помолвленным. Но шесть недель спустя перед лицом импровизированного «суда» в компании друзей в берлинском отеле пара аннулировала помолвку.
В 1917 году, проведя лето вместе в Мариенбаде, Франц и Фелица снова объявили о помолвке. Он намеревался жениться, как только закончится война. Несколько месяцев спустя Кафка начал раскаиваться в принятом решении, хотя и не осмеливался признаться Фелице. Однако появление первых признаков туберкулеза – писатель посчитал это «почти облегчением» - сделало неприятную работу за него.
После полугода работы в агентстве Кафка получил еще одни каникулы. Пять последующих лет он проведет в санаториях, и его будут раз за разом просить вернуться на рабочее место.
В 1918 году писатель заключил помолвку с Юлией Вохрыцек, дочерью пражского сапожника. Это его решение было весьма удивительно, если принять во внимание то, что знакомы они были только 6 месяцев. Яростное сопротивление, которое оказал отец, подвигло Франца написать знаменитое «Письмо к отцу».
Год спустя он порывает с Юлией по тем же причинам, по которым разрушились прежние отношения – неуверенность, тревоги и так далее. Ко всему этому прибавилось еще и ухудшение состояния здоровья. Это был удобный предлог, чтобы оправдаться еще и перед сестрой Юлии.
Проходя курс очередного лечения, в апреле 1920 года Кафка познакомился с Миленой Есенской, журналисткой и писательницей, переводившей некоторые его произведения на чешский. Завязалась переписка.
Кафка познакомился с ней в кафе. Между ним и этой двадцатилетней чешкой, жительницей Вены, бывшей замужем за банковским служащим, возникло чувство, нашедшее выражение, однако, лишь в письмах.
Несколько месяцев спустя Милена намекнула, что, вместо того чтобы обмениваться письмами, можно и встретиться в Вене – «душой и телом». Кафка ужаснулся этой мысли и постарался избежать встречи. Но упрямая славянка настаивала на своем, а Кафка находил бессмысленные предлоги избежать встречи. Но вскоре Кафка согласился поехать в Вену, полный страхов и терзаний. Однако первый страх сменился доверием, чего Кафка не никогда не испытывал по отношению к другим женщинам. Впоследствии произойдет еще одна встреча – на этот раз в пограничном городе Гмюнд.
Отношения между Францом и Миленой, однако, не получили счастливого развития. Существовало три ограничения: Милена было замужем, она не была еврейкой и не принадлежала к немецкой культуре. Это означало что отец Кафки не примет ее. Несмотря на это, между ними установилась крепкая  дружба. Доказательством этого служит тот факт, что в 1920 году Кафка вручил Милене все свои дневники и никогда не просил вернуть их.
В 1920 году Кафка приехал в санаторий снова. На этот раз он провел здесь восемь месяцев. Курорт находился на высоте 900 метров в Татрах. Первый раз Кафка оказался среди больных легочными заболеваниями.
Весь следующий год агентство продолжало настаивать на возвращение Кафки на работу, но состояние писателя ухудшалось. Наконец в июне 1922 года он официально ушел на пенсию.
Проводя каникулы на Балтике в обществе сестры Габриэли, в 1923 году он познакомился с женщиной, ставшей последней его любовью. Ее звали Дора Диамант. Молодая еврейка, жившая в Берлине. Ей было девятнадцать лет. Именно с ней в последние месяцы жизни писатель наконец обрел мир в душе, а может, это случилось в предчувствии скорой смерти.
В сентябре исполнилась его мечта. Он уехал из Праги в Берлин, к Доре. Несмотря на ужасные боли, его охватывало чувство безграничного счастья.
Это было время экономических и общественных потрясений. Пара подумывала даже перебраться в Тель-Авив. Они хотели открыть ресторан – Дора была бы поварихой, а Кафка – официантом. Но эта мечта не исполнилась, и последние месяцы они жили в абсолютной бедности. Деньги на еду присылали родители Франца, что еще более усугубляло униженное положение писателя.
Как-то в разговоре с Максом Бродом Дора рассказывала, что каждую ночь в окне комнаты Франца появлялась сова – птица мертвых.
Однако любовь все росла, и Кафка захотел жениться. Он написал письмо отцу Доры, ортодоксальному иудею, с просьбой принять его в семью. Отец девушки отправился советоваться с раввином. Раввин прочитал письмо и ответил решительным отказом. Друзья писателя впоследствии признавали, что именно после этого жизнь утратила для Франца привлекательность и смысл.
К середине марта 1924 года Брод приехал в Берлин, чтобы забрать смертельно больного Кафку обратно в Прагу. Месяц спустя Дора и Роберт Клопшток отвезли Франца в санаторий под Веной в последней попытке спасти его жизнь. В последние недели туберкулез захватил гортань. Кафка мог общаться теперь только с помощью записочек и почти не мог есть. Он в отчаянии попросил одного из врачей: «Подарите мне смерть, иначе вы – убийца».
Несколько дней спустя, 3 июня 1924 года, в возрасте 41 года он умер.

Отредактировано Lord_WinterMoon (2007-11-25 21:06:54)