http://www.holygrail.ru/rus/images/torquemada.jpg

Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени - таков общий итог деятельности инквизиции (в переводе "расследование "). Среди ее жертв - участники народных еретических движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы, философы и естествоиспытатели , гуманисты и просветители, противники папства и феодальных порядков. Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, торжествовал разум, возникала надежда на социальную справедливость. Имена многих людей, ученых, например Джордано Бруно стали символом верности патриотическому долгу и научным убеждениям.
    Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием III (понтификат 1198-1216); она действовала почти во всех католических странах с 13 по 19 в.
    Иннокентий III в борьбе за всемерное укрепление авторитета церкви и папской власти придавал особое значение искоренению ереси. В 1204 г. он поручил монахам ордена цистерианцев в качестве посланцев папы с исключительными полномочиями истребить альбигойскую ересь на юге Франции. Позже с этой же целью он организовал крестовый поход на северофранцузских рыцарей ("альбигойские войны", 1209-1229). У альбигойцев были отняты их владения и розданы пришедшим с севера крестоносцам; много получил при этом король, владетель Северной Франции, который поддерживал церковь при истреблении ереси. Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор в 1215 г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. Собор возложил на церковь ответственность за преследование инакомыслящих. В 13 в. инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и португальцы ввели их в своих американских владениях. Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от папы.
    Папа Григорий IX (1227-1241) передал дело инквизиции орденам нищенствующих монахов доминиканцам и францисканцам. Собака с пылающим факелом в зубах - эмблема доминиканцев - повергла население в ужас, за ними утвердилось имя "псы господни" (Domini canes) и стража Христова. Основатель ордена Доминик де Гусман за фанатическую преданность папскому престолу и заслуги ордена в расправе с еретиками в 1234 г. был возведен в ранг святых.
    Хотелось бы так же отметить такую личность начала XIV века как Бернардо Гуи. Его имени боялась вся Европа. Гуи также написал труд "Руководство инквизитора". Личность этого человека очень хорошо описывается в романе Умберто Эко "Имя розы".
    Инквизиционный суд также не подлежал контролю, следствие велось тайно, произвольно, с применением жестоких, изощренных пыток. Широко использовались доносы и лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанности верующим и щедро вознаграждался за имущества осужденных. Имена свидетелей, а ими могли быть взрослые и малые дети, друзья и враги, верующие и еретики, убийцы и клятвопреступники, также оставались в тайне. Содержание научных и литературных произведений становились источником обвинений их авторов. От суда инквизиции не спасали социальное положение, пол, возраст и даже смерть. Осуждение распространялось на родственников и потомков в трех поколениях.
    От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В качестве наказаний применялись интердикт, отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные содержались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.
    "Упорствующих в ереси" инквизиционный трибунал отлучал от церкви и "отпускал на волю", т.е. передавал в руки светской власти для "наказания по заслугам", что обычно означало сожжение на костре.
    Казни предшествовал мучительный ритуал аутодафе. Включал многолюдные шествия граждан, организованные и возглавляемые членами инквизиционного трибунала, подготовку узника к экзекуции, пение траурных церковных гимнов и траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение осужденного в шутовские одежды (санбенито). Завершалось аутодафе публичным сожжением еретика на костре.
    Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд Кастильский учредил Новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой.
«Он был жесток как повелитель ада, великий инквизитор Торквемада!» Эти строчки, написанные одним испанским поэтом, полностью соответствуют действительности. Томас
Торквемада был самым беспощадным инквизитором. На его счету 10220 сожженных. А сколько народу он отправил в
пожизненное заключение сейчас уже невозможно сосчитать. О
личной жизни Торквемады практически ничего не известно, но его
злодеяния навеки останутся в памяти испанского народа.
Торквемада, Томас (Torquemada, Tomas de 1420-1498 гг.),
первый Великий инквизитор Испании, родился около 1420 г . в
Торквемада (близ Вальядолида). Он приходился племянником
кардиналу Хуану де Торквемада. В раннем возрасте поступил в
доминиканский монастырь в Вальядолиде и около 1451 г . стал
приором доминиканского монастыря Санта Крус близ Сеговии.
Молва прославляла его милосердие и крайний аскетизм, и
Изабелла Кастильская выбрала его своим исповедником. Его
внимание очень рано привлекла проблема conversos - евреев,
принявших христианство или происходивших от крещеных
родителей.
Испанская знать кичилась чистотой происхождения и
ортодоксальностью веры. Изабелла, правившая вместе с
Фердинандом Арагонским с 1474 г ., дала себя убедить в том,
что испорченность нравов и свободомыслие с каждым днем
возрастают, а соседство христиан с евреями и маврами вредит
благочестию народа. Чтобы решить эту проблему, власти
воспользовались инквизицией, восстановив и усовершенствовав ее
механизм. Испанская инквизиция была учреждена папской буллой
от 1 ноября 1478 г .; активные допросы начались в 1480 г ., а
в феврале 1481 г . состоялось первое аутодафе. Королева
предоставила Торквемаде все права для вершения справедливого
священного суда.
В первые полгода правления Торквемады было сожжено 298
человек, а 79 приговорили к вечному заточению. Число жертв
инквизиции увеличилось с каждым днем. Из-за многочисленности
осужденных пришлось даже придумать особый эшафот, так
называемое квемадеро. Он был сложен из камня наподобие печи -
туда вводили сразу несколько осужденных и сжигали. Возможно,
именно эти дьявольские изобретения послужили прототипом
гитлеровских газовых камер. Костры полыхали по всей
Испании. Современники говорили, что если их собрать все
вместе, то не требовалось бы Солнце.
В августе 1483 г . папа Сикст IV назначил Торквемаду
главным инквизитором Кастилии и Леона, а в октябре
распространил его власть на Арагон, Каталонию и Валенсию. Для
координации деятельности Священной инквизиции с работой
королевской полиции был создан высший совет, который возглавил
сам Торквемада. В 1486 г . папа Иннокентий VIII, а затем, в
1494 г ., папа Александр VI еще более расширили полномочия
Торквемады.
Томас Торквемада стал великим инквизитором и все жестокие
развлечения раннего христианства облек он в формы
канонические, законные, и часто лежащие за границами власти
того или иного папы. Он навел порядок. Этот уникальный доктор
богословия придумал нечто замечательное: процесс возбуждался
во имя духовника. Не за конкретную вину, а за подозрение в
вине. До Торквемады суд над еретиком был все-таки судом
религиозным, то есть, духовным. Он сделал его политическим. Из
невинного инаковерца еретик превращался во врага строя.
Бегство подозреваемого считалось неоспоримой уликой: если
бежишь, значит, в чем-то виноват: невиновному-то зачем
бежать?
Наветы и доносы входили в дело как отягчающие
обстоятельства. С них обычно все и начиналось. После этого
инквизиторы приглашали потенциального еретика как бы для
"собеседования", вызывали "без принуждения". А там уж все
начиналось...
Еще одна замечательная деталь, столь ярко воскрешающая в
памяти наше недавнее прошлое: кто сознавался, называя имена
других еретиков, мог рассчитывать на помилование (помилования,
как правило, не давали, но рассчитывать мог).
Если еретик упорствовал в нежелании признать свою вину, это
ничего не значило. Пытки - "умаление членов", которыми
инквизиция пользовалась, существовавшие многие десятки лет
законно, приводили его к раскаянию. В этом случае его душили,
а уж мертвого сжигали.
А если он пытки выдерживал, - сжигали живьем. Даже как-то
обидно, но в изощренном деле политического сыска и
костоправства мы мало что изобрели. Духовная жизнь общества,
скажем, 1437-го удивительно походила на жизнь 1937 года. Все
друг друга боялись: мужья - жен, дети - родителей, слуги -
хозяев. В руководстве знаменитого инквизитора Эймерика была
статья 6 точно соответствовавшая нашей "58-й пункт 10": суду
подлежал "всякий причастный к ереси словом, делом или
сочинением", т.е. "самиздатовцы" и "анекдотчики".
За учреждением инквизиции последовал целый ряд исходивших
непосредственно от Великого инквизитора особых инструкций (
1484 г ., 1485 г . и 1498 г .), которыми регулировалось
применение пыток (с целью обеспечить их большую эффективность
и единообразие), устанавливался порядок делопроизводства и
обжалования приговоров, которые почти не оставляли надежды на
спасение для обвиняемых. Торквемада как глава инквизиции
снискал репутацию чрезвычайно жестокого преследователя "врагов
веры": по оценкам большинства историков, в период между 1481 г
. и 1504 г . инквизиция сожгла на кострах около двух тысяч
человек.
Инквизиция преследовала всех: простых граждан, ученых,
чиновников, бедных и богатых: даже короли боялись великого
инквизитора, ведь он мог отлучить их от церкви, а это
считалось самой страшной карой. Торквемада ненавидел не только
людей но и книги. В 1490 году он велел сжечь несколько
еврейских Библий, а впоследствии еще более шести тысяч книг,
под предлогом что они якобы пропитаны колдовством.
Торквемаду ненавидели и боялись. А он, в свою очередь, стал
опасаться ненависти современников. В старости у него даже
развилась мания преследования. 50 конных офицеров инквизиции и
200 пеших солдат сопровождали его постоянно, а с собой
Торквемада всегда носил различные противоядия. Потерпев
неудачу в попытке организовать преследование ряда епископов и
проиграв борьбу за достижение большей независимости от Рима,
скончался в Авиле 16 сентября 1498 г .

    Против изуверств инквизиции были направлены массовые народные движения в 13 в. Ограничении ее деятельности способствовало укреплению королевской власти в ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения. Инквизиция была отменена в протестантских странах в 16 в., во Франции в 1789 г., в Португалии в 1820 г., в Испании в 1834 г., в американских владениях Испании и Португалии в ходе борьбы за независимость (1810-1826). Дольше всего существовал верховный инквизиционный трибунал в Риме (папская инквизиция), учрежденный папой Павлом III в 1542 году как оружие контрреформации. После ликвидации в 1870 г. светского государства пап она действовала только методами наказания и церковной цензуры.
    Протестантская и православная церковь в борьбе против инакомыслящих также прибегала к методам инквизиции, но они не нашли там широкого распространения.