Вот вы меня спросите, так как же оно началось-то? Ничего романтичного, очень даже просто и обычно, впрочем, как и все хорошее в этой жизни. Однажды летом 1980 года Юрий Шевчук, дипломированный художник и поэт-самоучка, встретил четырех молодых людей... Так и началась группа ДДТ, ставшая кошмаром для КГБ, "партейцев" и иже с ними, но в то же время ставшая одной из самых популярных групп в истории как Советского, так и Российского Рока. По одной из версий название группы, несмотря на свою ядовитость, первоначально было весьма безобидно и расшифровывалось как "Дом Детского Творчества" -- первое пристанище коллектива. А имена тех, с кого это началось были: Рустам Асанбаев, Геннадий Родин, Владимир Сигачев и Рустам Каримов.
В дальнейшем группа не раз меняла составы, места проживания и отношения с "верхами", но ее гражданская позиция всегда оставался неизменной. Как говорит сам Юрий Шевчук, группа никогда не была политической, но всегда оставалась верна своему Гражданскому долгу.
До 1982 года группа тихо существовала в Уфе, за неимением средств записи не производились.
...Сидели мы на одной из окраин российской империи в бескрайних башкирских степях, пили пиво, играли блюз и рок-н-ролл в клубе с мощным названием "Авангард". В общем-то все было бесперспективно.
Тут Гена Родин, наш басист и папа, приносит и задумчиво протягивает нам смятый клочок от газеты "Комсомольская правда", случайно найденный в местном сортире с объявлением всесоюзного конкурса "Золотой камертон" : "присылайте, де, записи и т. д." Мы встрепенулись, решили попробовать и встал вопрос - где записать наши песни, на чем и как вообще это делается? В результате долгих поисков, хождений по кабинетам и тайге, мы записали три песни на местном ТВ и отправили их в Москву. Дело это нам понравилось и под шумок мы "втиснули" весь альбом, состоящий из 16 песен - итог почти двух лет работы (с 1980 по 1981 год). Запись продолжалась 3-4 дня, звукорежиссер - И. Верещага (оригинал записи не сохранился). Телевидение обладало двумя одноканальными магнитофонами СТМ. Поэтому записывались в два приема - сначала барабаны, бас, гитары, клавиши, потом - голоса, соло и одновременно сведение. О многоканальных системах мы тогда даже и не слышали.
В апреле случился и наш первый сольный концерт в Уфимском нефтяном институте, закончившийся большим скандалом. "Партейцы" были в шоке от увиденного и услышанного (даже странно, что они там нашли?).
Песня "Свинья на радуге" стала запрещенной. После этого "громкого" концерта больше выступлений у нас не было. Конечно, эта магнитозапись с высоты сегодняшнего "завтра" слушается, в основном, наивно, манерно и, скажем, глуповато, но все было от души. С этого альбома началась наша некоторая популярность в городе Уфе - наливали уже бесплатно. До нас такого никто здесь не делал. Периферия очень отличалась тогда своими музыкальными вкусами от столиц и Европы. На периферии любили тяжелую музыку - хард, джаз, ритм-энд-блюз, джаз-рок и т. д. Информации о новом было мало, поэтому варили мы свою кашу сами, ориентируясь на горячо любимые западные стандарты. На периферии, как правило, хороший музыкант - это хороший инструменталист, умеющий "один в один" снимать "фирму", а не идеолог, не демиург, не поэт, не сочинитель. В Уфе все тащились от Бенсона, Джеф Бека, ДиПи, "Кинг Кримсон" и т. д. Помню, долго спорили с В. Сигачевым о том, можно ли вообще петь рок по-русски.
В Питере, в 1982 году, расцвели новая волна и панк, уже шелестел вольный ветер, был рок-клуб, "звенели колокольчики", как потом спел С. Башлачев. В Уфе свирепствовал мутный феодальный социализм, где заехавший к нам от скуки официальный Евгений Евтушенко смотрелся жутким диссидентом. Но тут нарисовался "Джимми" (Урал Хаззиев), старый системный хиппи, тусовщик, большой коллекционер и знаток рок-музыки. Он был десятки раз в Питере, Москве, Прибалтике, затащил нас к себе домой и мы развесили уши и разинули рты, узнав про рок-клуб и большое количество отечественных команд, давно уже засеявших благодатную рок-н-ролльную ниву.
Во время участия в конкурсе "Золотой Камертон" Шевчук познакомился с другой молодой командой "Рок-Сентябрь", работавшей в том же направлении. После некоторых проблем следующий альбом был записан совместно с этой группой в Череповце и назывался "Компромисс".
В мае 1983 года в рамках фестиваля "Рок за Мир" ДДТ выступили на главной площадке страны -- стадионе "Лужники". Программа транслировалась на ТВ, но выступление группы было вырезано из программы. На следующий год был выпущен их первый "классический" альбом "Периферия". После выпуска альбома группа была заклеймена а прессе, как агент Ватикана, кучка бездельников и так далее и тому подобное. Последствий было несколько: резко возросшая популярность группы в народе вкупе с резко возросшей неприязнью "органов". Лишенный возможности работать и просто существовать, Шевчук был вынужден покинуть Уфу. Следующий год он провел в Свердловске, играя в местной группе "Урфин Джюс", а в 1985 переехал в Москву. В марте того же года Шевчук дал свой первый концерт в Ленинграде. В тяжелейших условиях, на частной квартире вместе с Сергеем Рыженко был записан акустический альбом "Москва. Жара." В том же году те же, плюс Сигачев, Сергей Летов, Нияз Абдюшев и Сергей Рудой записали еще один альбом, "Время".
Осенью того же года после серии прослушиваний Шевчук собрал новый костяк ДДТ. Состав обновленного ДДТ был: Андрей Васильев (гитара, вокал), Вадим Курылев (бас, флейта, вокал) и Игорь Доценко (ударные). В апреле 1987 года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев. Весной того же года группа представила новую программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, которая открыла ДДТ для оставшейся части населения, которая по какой-либо причине к тому времени о них еще не знала. Позднее группа обрела клавишника "Зоопарка" Андрея Муратова и в этом составе приняла участие в Рок-фестивалях в ряде подмосковных городов. В сентябре 1988 в группу пришел саксофонист Михаил Чернов, знаменитость глобального масштаба, игравший с самыми разными группами и на самых разных площадках страны, от Домов Культуры до Концертных Залов.
А летом 1988 года группа выступила на следующем, 6-м Ленинградском Рок-фестивале и поехала в свой первый концертный тур по стране. Позднее, на Мелодии, была записана первая официально одобренная программа "Я получил эту Роль", а песня, давшая название альбому, на долгое время стала гимном Советского Рок движения. Здесь нужно сказать, что пластинка, выпущенная фирмой "Мелодия" разошлась тиражом около полутора миллионов экземпляров, а группа за это получила что-то около 15 долларов. Возможно, это и подвигло группу на первый их выезд за границу. В то же время групп посетила США, а их пребывание в Лос-Анжелес освещалось MTV.
Последующие два года группа вела активную концертную жизнь, разъезжая с концертами по всей стране, но с 1991 года, после записи альбома "Актриса Весна", группа поменяла стратегию, концертам предпочитая тщательно подготовленные программы. К счастью, группа до сих пор следует этому правилу, предлагая любителям Русского Рока прекрасные программы, такие, как "Черный пес Петербург" и "От & До". ДДТ стала одной из первых Российских Групп, взявшая под контроль выпуск своей продукции. Долгое время выпуском всей продукции ДДТ занималось ТОО "Театр ДДТ", структура созданная для охраны авторских прав на продукцию. Кроме того, при помощи Театра ДДТ организовывались концерты, фестивали, записывались и выпускались альбомы таких ныне уже известных групп как "КС", "Чуфелла Марзуфелла", "Зимовье Зверей".
На сегодняшний день ДДТ -- одна из самых популярных российских рок-групп. В мае 1993 года 120000 человек пришло на их концерт на Дворцовой Площади Санкт-Петербурга. В том же году группа была названа "Лучшей рок-группой года", а сам Шевчук -- "Лучшим рок-музыкантом года". В 1995 году Шевчук посетил районы боевых действий в Чечне, где дал несколько концертов как для Российских Воинов, так и для Чеченцев. В этом же году, на юбилейный концерт, посвященный 15-летию группы на стадионе Петровский группе удалось собрать такое количество зрителей, какое доселе не удавалось ни одной российской группе. 1996 год выдался очень тяжелым. В Америке был записан новый альбом "Любовь", группа дала серию концертов в различных городах страны, после чего в декабре было объявлено о закрытии программы "От & До" Сам Шевчук уединился где-то под Питером, думая о новой программе.
В результате раздумий началась работа над новой программой, ныне известной как "Мир номер ноль", и был выпущен своего рода промежуточный альбом "Рожденный в СССР", в основу которого легли живые записи концертов программы "Это все..." в Минске и выступления в Чечне. Кроме того, 1997-й год ознаменовался грандиозным рок-фестивалем, прошедшим в С.-Петербурге в начале лета, на котором было представлено большое количество молодых музыкантов, замеченных и подобранных "старшим товарищем" во время гастролей ДДТ по стране. В довершение всего был выпущен компакт-диск с записями этих самых молодых музыкантов.
Новая программа, стартовавшая с концертов в ближнем зарубежье в 98 году оказалась очень дерзкой и неожиданной, такой, какой никто, наверное, не ждал. Но она была принята и теперь мы имеем на нашей рок-сцене совершенно обновленный ДДТ, не столь наивный и плакатный, наверное, как раньше, но более интеллектуальный. Как сказал сам Юрий Шевчук: "Если бы не родилась эта программа, "ДДТ" бы уже не существовала. Мы подошли к тому, что надо расходиться. Нам было скучно играть "Последнюю осень" (АиФ, #4`99). Также во время работы над программой группа впервые за многие годы изменила состав -- ушел гитарист А. Васильев и появился новый басист П. Борисов.
Но ДДТ не стоит на месте и уже готова и обкатывается новая программа, под названием "Живой", которая хоть и не столь агрессивна, но все же не возврат к старому ДДТ. Все-таки "Мир Номер Ноль" стал определенной вехой в творчестве группы и в значительной мере освежил их творчество. А мы будем ожидать новых записей и новых концертных программ. Дальнейшее развитие истории смотрите в Новостях.